×
Меню сайта
 

Образование

 

Федеральной  образовательной  программы  дошкольного  образования

 

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа  Министерства просвещения Российской Федерации (Презентация)

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ № 1028 от 28.11.2022 г. )

Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Приказ об утверждении Дорожной карты по переходу ФОП в ДОУ "Детский сад №151"

Дорожная карта по переходу к непосредственным применением ФОП в ДОУ с 01.09.2023г.

Приказ о утверждении основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ "Детский сад №151"

Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад №151"

Выписка из реестра лицензий № 295_15-2

Язык образования – русский

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Описание образовательной программы дошкольного образования муниципального  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151»

 Образовательная программа дошкольного образования муниципального  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151» (далее - Программа) является основным нормативным документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса в муниципального  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151» (далее - Учреждение).

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими дошкольное образование:

-Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее Федеральная программа). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028.

-Федеральный закон №371 ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации »;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Действующими Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

-Лицензия на право ведения образовательной деятельности МДОУ;

 -Устав муниципального  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151»

 В содержание разделов Программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если: – изменилась нормативная база, обосновывающая разработку Программы;

-произошли изменения в образовательном процессе (вводятся новые программы и технологии, изменилась видовая структура групп или образовательные запросы родителей);

-появились новые взаимосвязи с различными учреждениями и организациями; -изменились условия реализации Программы в связи с пополнением развивающей предметно-пространственной среды.

Срок реализации Программы – на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду (до прекращения образовательных отношений) – 5 лет.

Программа реализуется на государственном языке РФ – русском.

Программа предназначена для освоения детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет в группах общеразвивающей направленности.

 Программа структурирована в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Федеральной программы.

 Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

2) содержание программы ориентировано на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания;

4) программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО.

Программа содержит четыре основных раздела: целевой, содержательный, рабочую программу воспитания, организационный.

В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп воспитанников (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

Рабочая программа воспитания, раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.

В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.

 Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.

Программа обеспечивает развитие воспитанников в различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования детей:

 -социально-коммуникативное развитие;

 -познавательное развитие;

-речевое развитие;

 -художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Федеральной программой состоит из обязательной части, объём которой составляет не менее 60% от общего объёма и части, формируемой участниками образовательных отношений, составляющей не более 40%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, а так же на сложившиеся традиции ДОО, соответствуют потребностям и интересам детей, возможностям педагогического коллектива ДОО.

 Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной программы и на переходный период опирается на учебно-методический комплекс к основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Музыкальная деятельность для детей 2-7 лет реализуется по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А. Новоскольцева. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Изобразительная деятельность» для детей с 2 до 3 лет, реализуется по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыкова.

Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы», Программа формирования экологической культуры для детей 4-7 лет «Юный эколог» С. Н Николаева.

Программа описывает взаимодействие с родителями (законными представителями). Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни ДОУ.

Система взаимодействия с родителями включает:

 -ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

-ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

 -целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

-обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.   Образовательная деятельность в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.

Возрастные категории воспитанников, на которых ориентирована Программа: в МДОУ «Детский сад №151» – функционируют 6 групп: 1 группа для детей 1,5 – 3 лет ( группа раннего возраста); 2 группа для детей 3 – 4 лет (младшая группа); 3 группа для детей 3 – 4 лет (младшая группа); 4 группа для детей 4 – 5 лет (средняя группа); 5 группа для детей 5 – 6 лет (старшая группа); 6 группы для детей 6 – 7 лет (подготовительная группа)

 ДОУ могут посещать дети от 1,5 до 7 лет группы общеразвивающей направленности в режиме полного пребывания с 7.00 до 19.00 (12 часов), в режиме кратковременного пребывания с 08.00 до 12.00 (4 часа). Более подробная информация о контингенте воспитанников представлена в рабочих программах воспитателей в каждой возрастной группе.

 

Условия реализации  основной образовательной программы

В учреждении создана благоприятная предметно – развивающая среда. Детский сад оборудован 6 групповыми комнатами.  В групповых комнатах организованы  развивающие центры (сенсорной, речевой, математической, познавательной направленности, уголки экспериментирования; уголки ОБЖ,  спортивный, музыкальный, театра,  книжный, уголки природы, краеведения, сюжетно-ролевых игр, уединения, мини-музей);  подобраны разнообразные пособия, аудио и видеоматериал. Игровая среда построена с учетом половых и возрастных различий детей. Имеются физкультурно-музыкальный зал, кабинет логопеда, комната Природы, методический кабинет ; процедурный кабинет, кабинет врача и др.  На территории детского сада – изобилие зеленых насаждений, разбиты цветники, сформированы газоны. Обустроены зеленые лужайки для проведения закаливающих процедур в летнее время, оборудована физкультурная площадка. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок, оборудованный верандами. На участках располагается оборудование для проведения игр и для занятий физическими упражнениями. В работе учреждения  широко используются ТСО (магнитофоны, телевизор, музыкальный центр с караоке, видеоплеер, МФО, ноутбук, проектор и экран для просмотра мультимедийных презентаций).

Социальная активность дошкольного учреждения, сотрудничество с социальными партнерами

Важной стороной образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.

Цель работы – установление партнерских отношений между педагогами детского сада и семьей.

В учреждении систематически проводятся совместные с родителями праздники и развлечения.  Родители имеют возможность получить  консультацию специалистов ДОУ, узнать о жизни детского сада, посетив сайт учреждения в сети Интернет. При организации работы детского сада мы учитываем образовательные инициативы и потребности семьи.

Детский сад работает в тесном контакте с МОУ СОШ № 59, детской библиотекой  им. А.Гайдара.

Взаимодействие  с организациями и учреждениями всесторонне развивает детей, формирует у них активную жизненную позицию и способствует социализации воспитанников.

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Режим работы МДОУ установлен Учредителем: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей — 12 часов, с 07.00 до 19.00. В период адаптации к условиям  детского сада, ребенок на протяжении первой недели  посещает группу в течение 2 часов ежедневно. Увеличение времени пребывания ребенка в детском саду происходит на основе наблюдений за состоянием ребенка и характером его привыкания. Допускается пребывание ребенка в детском саду в адаптационный период совместно с родителями.

Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. Режим пребывания детей в детском саду  разработан для каждой возрастной группы.   

Режим пребывания детей в ДОУ в теплый период года (июнь, июль, август) имеет свои особенности:

·непосредственная образовательная деятельность осуществляется на участке, во время прогулки, таким образом, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе;

·организуется непосредственная образовательная деятельность физкультурно–оздоровительного и эстетического цикла; освоение содержания других образовательных областей осуществляется в самостоятельной деятельности детей и в совместной с педагогом нерегламентированной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников.

Организация образовательного процесса

 Основными принципами организации образования в нашем детском саду являются:

·     уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;

·     интеграция разных видов деятельности, повторяемости материала, постоянном усложнении;

·     создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка;

·     обеспечение атмосферы психологического комфорта в группах;

·     учет возрастных и психологических  особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;

·     наличие «свободного педагогического пространства» для проявления творчества и индивидуальности педагогов.

 Образовательная деятельность, представленная в плане, осуществляется с 1 сентября по 1 июня. В летнее время с детьми проводят только физкультурные и музыкальные занятия 1 (соответственно 3 и 2 в течение недели).  Помимо этого,  образовательная деятельность  осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности  (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы является календарь праздников и событий. В течение месяца организуется «проживание» нескольких тем или событий.

Одной из основных в нашем детском саду является здоровьесберегающая направленность.

В детском саду созданы условия для двигательной активности и оздоровления детей:

·     гибкий режим, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям;

·     наличие физкультурного зала и спортивной площадки на улице;

·     наличие спортивных центров в группах;

·     чередование видов детской деятельности с целью снижения утомляемости;

·     индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;

·     преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня;

·     организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

·     пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;

·     современное программно – методическое обеспечение.

В учреждении проводится оздоровительная и профилактическая работа с детьми, организуется оптимальный двигательный режим.

С целью оказания помощи  детям с особыми образовательными потребностями в детском саду  функционирует психолого–педагогический консиллиум (ППк), координирующий работу всех специалистов, по оказанию коррекционно-развивающей и консультативной помощи воспитанникам и их семьям.  

В детском саду в октябре и мае педагогами проводится педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность образовательной работы и спланировать дальнейшую деятельность воспитателей и специалистов с группой детей и индивидуально с каждым ребенком. Форма проведения диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в детском саду, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Комплексная    образовательная  программа  дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева(просмотр)"/

Нормативный срок освоения программы до 3 х-лет.

Численность лиц обучающихся по данной программе за счет бюджета составляет 21 воспитанников.

Рабочая программа воспитания МДОУ  "Детский сад №151"

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи МДОУ "Детский сад №151"

Приложение (Комплексно-тематический план, возраст 5-6 лет

Приложение (Комплексно-тематический план, возраст 6-7 лет)

Программа "Развития"

Программа "Здоровье"

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Детский фитнес" (возраст 3-5лет)

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Детский фитнес" (возраст 5-7лет)

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по речевому развитию "Раннее обучение слоговому чтению" (возраст 5-7 лет)

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности (возрас 3-5 лет) "Разноцветные ладошки"

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности (возраст 5-7 лет)  "Разноцветные ладошки"

Программа по музыкальному воспитанию детей "Шустрики"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познаватеьной направленности "Умники и умницы"(просмотр)"/

В ДОУ осуществляется первая ступень общего образования РФ - дошкольное образование

Форма обучения – очная

Образовательная деятельность осуществляется в совместной индивидуальной, подгрупповой и групповой форме как непосредственно в образовательной 
деятельности на занятиях, так и в режимные моменты.

  

Сведения о группах

Количество групп - 6

 1 группа -  общеразвивающая 1,5 – 3 года

    2 группа  - общеразвивающая 3 – 4 лет 

3 группа - общеразвивающая 3 – 4 лет

     4 группа  – комбинированная  5 – 6 лет

   5 группа  – комбинированная 4 – 5 года

6 группа  - комбинированная 6- 7 лет

План образовательной деятельности

 

Возрастная группа

Вид деятельности

Количество

в неделю

 

 

 

 

 

1,5 - 3 года

 

Развитие речи

Познание

(ознакомление с окружающим,

игра – сенсорное развитие

конструирование)

Художественное творчество

(рисование,

лепка)

 

Физическая культура

 

Музыка

 

Всего

 

 

1

 

1

2

0,5

 

1

0,5

 

2

 

2

 

10

 

 

 

 

3-4 года

 

Развитие речи

Познание

(познавательное развитие,

математика

конструирование)

Художественное творчество

(рисование,

лепка,

аппликация)

 

Физическая культура

 

Музыка

 

Всего

 

 

1

 

1

1

0,5

 

1

1

0,5

 

3

 

2

 

11

 

 

 

 

 

4-5 лет

 

Развитие речи

Познание

(познавательное развитие,

математика

конструирование)

Художественное творчество

(рисование,

лепка,

аппликация)

Физическая культура

 

Музыка

 

Всего

 

 

2

 

1

1

0,5

 

1

1

0,5

3

 

2

 

12

 

 

 

 

 

5-6 лет

 

Развитие речи,

обучение грамоте

Познание

(познавательное развитие,

математика

конструирование)

Художественное творчество

(рисование,

лепка,

аппликация)

 

Физическая культура

 

Музыка

 

Всего

 

 

2

1

 

1

1

1

 

2

0,5

0,5

 

3

 

2

 

14

 

 

 

 

6-7 лет

 

Развитие речи,

обучение грамоте

Познание

(познавательное развитие,

математика

конструирование)

Художественное творчество

(рисование,

лепка,

аппликация)

Физическая культура

 

Музыка

 

Всего

 

 

2

1

 

1

2

1

 

2

0,5

0,5

3

 

2

 

15

Традиции в жизни групп

1. День радостных встреч (еженедельно).

2. Чтение литературы (ежедневно).

3. Музыкальное развлечение (1 раз в месяц).

4. Физкультурное развлечение (1 раз в месяц).