Образование
Федеральной образовательной программы дошкольного образования
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа Министерства просвещения Российской Федерации (Презентация)
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ № 1028 от 28.11.2022 г. )
Приказ об утверждении Дорожной карты по переходу ФОП в ДОУ "Детский сад №151"
Дорожная карта по переходу к непосредственным применением ФОП в ДОУ с 01.09.2023г.
Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад №151"
Выписка из реестра лицензий № 295_15-2
Образовательная программа Образовательная деятельность в дошкольном учреждении выстроена в соответствии с образовательной программой МДОУ "Детского сада № 151" разработанной и принятой им самостоятельно в соответствии с ФГОС (утвержденной 30.12.2014г. с изменением 17.11.2015г.) на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"
Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.
Нормативный срок освоения до 5 лет. Численность лиц обучающихся по данной программе за счет средств бюджета города Ярославля и бюджета Ярославской области составляет - 155 воспитанников.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 1,5 лет до 7 лет включительно.
С 2014 учебного года в учреждении ведется работа по приведению образовательной программы дошкольного образования требованиям ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ФГОС дошкольного образования. На сегодняшний день структура основной образовательной программы ДОУ соответствует заданным ФГОС требованиям.
Язык образования – русский.
Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ "Детский сад №151"
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 151" г. Ярославля обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей. Содержание образовательного процесса выстроено с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация образовательной деятельности проходит в рамках реализации пяти основных образовательных областей, заданных ФГОС ДО – физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Цели и задачи деятельности МДОУ
Цели и задачи деятельности ДОУ определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей воспитанников и их родителей.
Программа направлена на достижение ведущих целей:
· Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
· Своевременное и полноценное всестороннее развитие каждого ребенка, в т.ч. ребенка с особыми образовательными потребностями.
· Обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности , так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой программы является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах Программы. В программе целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
•Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
•Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
•Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
•Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
•Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
•Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
•Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и одражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
•Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
•Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
•С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
•Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
•У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
•Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
•Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
•Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
•Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
•Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
•Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
•Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
•Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать
•Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
•У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
•Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
•Проявляет ответственность за начатое дело.
•Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
•Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
•Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
•Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
•Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
•Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
•Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
•Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Условия реализации основной образовательной программы
В учреждении создана благоприятная предметно – развивающая среда. Детский сад оборудован 6 групповыми комнатами. В групповых комнатах организованы развивающие центры (сенсорной, речевой, математической, познавательной направленности, уголки экспериментирования; уголки ОБЖ, спортивный, музыкальный, театра, книжный, уголки природы, краеведения, сюжетно-ролевых игр, уединения, мини-музей); подобраны разнообразные пособия, аудио и видеоматериал. Игровая среда построена с учетом половых и возрастных различий детей. Имеются физкультурно-музыкальный зал, кабинет логопеда, комната Природы, методический кабинет ; процедурный кабинет, кабинет врача и др. На территории детского сада – изобилие зеленых насаждений, разбиты цветники, сформированы газоны. Обустроены зеленые лужайки для проведения закаливающих процедур в летнее время, оборудована физкультурная площадка. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок, оборудованный верандами. На участках располагается оборудование для проведения игр и для занятий физическими упражнениями. В работе учреждения широко используются ТСО (магнитофоны, телевизор, музыкальный центр с караоке, видеоплеер, МФО, ноутбук, проектор и экран для просмотра мультимедийных презентаций).
Социальная активность дошкольного учреждения, сотрудничество с социальными партнерами
Важной стороной образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Цель работы – установление партнерских отношений между педагогами детского сада и семьей.
В учреждении систематически проводятся совместные с родителями праздники и развлечения. Родители имеют возможность получить консультацию специалистов ДОУ, узнать о жизни детского сада, посетив сайт учреждения в сети Интернет. При организации работы детского сада мы учитываем образовательные инициативы и потребности семьи.
Детский сад работает в тесном контакте с МОУ СОШ № 59, детской библиотекой им. А.Гайдара.
Взаимодействие с организациями и учреждениями всесторонне развивает детей, формирует у них активную жизненную позицию и способствует социализации воспитанников.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Режим работы МДОУ установлен Учредителем: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей — 12 часов, с 07.00 до 19.00. В период адаптации к условиям детского сада, ребенок на протяжении первой недели посещает группу в течение 2 часов ежедневно. Увеличение времени пребывания ребенка в детском саду происходит на основе наблюдений за состоянием ребенка и характером его привыкания. Допускается пребывание ребенка в детском саду в адаптационный период совместно с родителями.
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. Режим пребывания детей в детском саду разработан для каждой возрастной группы.
Режим пребывания детей в ДОУ в теплый период года (июнь, июль, август) имеет свои особенности:
·непосредственная образовательная деятельность осуществляется на участке, во время прогулки, таким образом, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе;
·организуется непосредственная образовательная деятельность физкультурно–оздоровительного и эстетического цикла; освоение содержания других образовательных областей осуществляется в самостоятельной деятельности детей и в совместной с педагогом нерегламентированной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников.
Организация образовательного процесса
Основными принципами организации образования в нашем детском саду являются:
· уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;
· интеграция разных видов деятельности, повторяемости материала, постоянном усложнении;
· создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка;
· обеспечение атмосферы психологического комфорта в группах;
· учет возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;
· наличие «свободного педагогического пространства» для проявления творчества и индивидуальности педагогов.
Образовательная деятельность, представленная в плане, осуществляется с 1 сентября по 1 июня. В летнее время с детьми проводят только физкультурные и музыкальные занятия 1 (соответственно 3 и 2 в течение недели). Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы является календарь праздников и событий. В течение месяца организуется «проживание» нескольких тем или событий.
Одной из основных в нашем детском саду является здоровьесберегающая направленность.
В детском саду созданы условия для двигательной активности и оздоровления детей:
· гибкий режим, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям;
· наличие физкультурного зала и спортивной площадки на улице;
· наличие спортивных центров в группах;
· чередование видов детской деятельности с целью снижения утомляемости;
· индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;
· преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня;
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
· пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;
· современное программно – методическое обеспечение.
В учреждении проводится оздоровительная и профилактическая работа с детьми, организуется оптимальный двигательный режим.
С целью оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями в детском саду функционирует психолого–педагогический консиллиум (ППк), координирующий работу всех специалистов, по оказанию коррекционно-развивающей и консультативной помощи воспитанникам и их семьям.
В детском саду в октябре и мае педагогами проводится педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность образовательной работы и спланировать дальнейшую деятельность воспитателей и специалистов с группой детей и индивидуально с каждым ребенком. Форма проведения диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в детском саду, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева
Нормативный срок освоения программы до 3 х-лет.
Численность лиц обучающихся по данной программе за счет бюджета составляет 21 воспитанников.
Рабочая программа воспитания МДОУ "Детский сад №151"
Приложение (Комплексно-тематический план, возраст 5-6 лет
Приложение (Комплексно-тематический план, возраст 6-7 лет)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности (возрас 3-5 лет) "Разноцветные ладошки"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности (возраст 5-7 лет) "Разноцветные ладошки"
Программа по музыкальному воспитанию детей "Шустрики"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познаватеьной направленности "Умники и умницы"
Нормативный срок реализации программы – 5 лет
В ДОУ осуществляется первая ступень общего образования РФ - дошкольное образование
Форма обучения – очная
Образовательная деятельность осуществляется в совместной индивидуальной, подгрупповой и групповой форме как непосредственно в образовательной
деятельности на занятиях, так и в режимные моменты.
Сведения о группах
1 группа - общеразвивающая 2 – 3 года
2 группа - общеразвивающая 4 – 5 лет
3 группа - комбинированная 6 – 7 лет
4 группа – комбинированная 5 – 6 лет
5 группа – общеразвивающая 3 - 4 года
6 группа - комбинированная 5- 6 лет
План образовательной деятельности
Возрастная группа |
Вид деятельности |
Количество в неделю |
1,5 - 3 года |
Развитие речи Познание (ознакомление с окружающим, игра – сенсорное развитие конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка)
Физическая культура
Музыка
Всего
|
1
1 2 0,5
1 0,5
2
2
10 |
3-4 года |
Развитие речи Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
Физическая культура
Музыка
Всего
|
1
1 1 0,5
1 1 0,5
3
2
11 |
4-5 лет |
Развитие речи Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) Физическая культура
Музыка
Всего
|
2
1 1 0,5
1 1 0,5 3
2
12 |
5-6 лет |
Развитие речи, обучение грамоте Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
Физическая культура
Музыка
Всего
|
2 1
1 1 1
2 0,5 0,5
3
2
14 |
6-7 лет |
Развитие речи, обучение грамоте Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) Физическая культура
Музыка
Всего
|
2 1
1 2 1
2 0,5 0,5 3
2
15 |
Традиции в жизни групп
1. День радостных встреч (еженедельно).
2. Чтение литературы (ежедневно).
3. Музыкальное развлечение (1 раз в месяц).
4. Физкультурное развлечение (1 раз в месяц).
