Образование
Федеральной образовательной программы дошкольного образования
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа Министерства просвещения Российской Федерации (Презентация)
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ № 1028 от 28.11.2022 г. )
Приказ об утверждении Дорожной карты по переходу ФОП в ДОУ "Детский сад №151"
Дорожная карта по переходу к непосредственным применением ФОП в ДОУ с 01.09.2023г.
Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад №151"
Выписка из реестра лицензий № 295_15-2
Язык образования – русский
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151» (далее - Программа) является основным нормативным документом, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса в муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151» (далее - Учреждение).
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими дошкольное образование:
-Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее Федеральная программа). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028.
-Федеральный закон №371 ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации »;
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Действующими Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
-Лицензия на право ведения образовательной деятельности МДОУ;
-Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №151»
В содержание разделов Программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если: – изменилась нормативная база, обосновывающая разработку Программы;
-произошли изменения в образовательном процессе (вводятся новые программы и технологии, изменилась видовая структура групп или образовательные запросы родителей);
-появились новые взаимосвязи с различными учреждениями и организациями; -изменились условия реализации Программы в связи с пополнением развивающей предметно-пространственной среды.
Срок реализации Программы – на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду (до прекращения образовательных отношений) – 5 лет.
Программа реализуется на государственном языке РФ – русском.
Программа предназначена для освоения детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет в группах общеразвивающей направленности.
Программа структурирована в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Федеральной программы.
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) содержание программы ориентировано на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания;
4) программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО.
Программа содержит четыре основных раздела: целевой, содержательный, рабочую программу воспитания, организационный.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп воспитанников (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
Рабочая программа воспитания, раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
Программа обеспечивает развитие воспитанников в различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования детей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Федеральной программой состоит из обязательной части, объём которой составляет не менее 60% от общего объёма и части, формируемой участниками образовательных отношений, составляющей не более 40%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, а так же на сложившиеся традиции ДОО, соответствуют потребностям и интересам детей, возможностям педагогического коллектива ДОО.
Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной программы и на переходный период опирается на учебно-методический комплекс к основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Музыкальная деятельность для детей 2-7 лет реализуется по программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М.Каплунова, И.А. Новоскольцева. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по направлению «Изобразительная деятельность» для детей с 2 до 3 лет, реализуется по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыкова.
Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с миром природы», Программа формирования экологической культуры для детей 4-7 лет «Юный эколог» С. Н Николаева.
Программа описывает взаимодействие с родителями (законными представителями). Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни ДОУ.
Система взаимодействия с родителями включает:
-ознакомление родителей с результатом работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
-ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
-целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
-обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях. Образовательная деятельность в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
Возрастные категории воспитанников, на которых ориентирована Программа: в МДОУ «Детский сад №151» – функционируют 6 групп: 1 группа для детей 1,5 – 3 лет ( группа раннего возраста); 2 группа для детей 3 – 4 лет (младшая группа); 3 группа для детей 3 – 4 лет (младшая группа); 4 группа для детей 4 – 5 лет (средняя группа); 5 группа для детей 5 – 6 лет (старшая группа); 6 группы для детей 6 – 7 лет (подготовительная группа)
ДОУ могут посещать дети от 1,5 до 7 лет группы общеразвивающей направленности в режиме полного пребывания с 7.00 до 19.00 (12 часов), в режиме кратковременного пребывания с 08.00 до 12.00 (4 часа). Более подробная информация о контингенте воспитанников представлена в рабочих программах воспитателей в каждой возрастной группе.
Условия реализации основной образовательной программы
В учреждении создана благоприятная предметно – развивающая среда. Детский сад оборудован 6 групповыми комнатами. В групповых комнатах организованы развивающие центры (сенсорной, речевой, математической, познавательной направленности, уголки экспериментирования; уголки ОБЖ, спортивный, музыкальный, театра, книжный, уголки природы, краеведения, сюжетно-ролевых игр, уединения, мини-музей); подобраны разнообразные пособия, аудио и видеоматериал. Игровая среда построена с учетом половых и возрастных различий детей. Имеются физкультурно-музыкальный зал, кабинет логопеда, комната Природы, методический кабинет ; процедурный кабинет, кабинет врача и др. На территории детского сада – изобилие зеленых насаждений, разбиты цветники, сформированы газоны. Обустроены зеленые лужайки для проведения закаливающих процедур в летнее время, оборудована физкультурная площадка. Каждая возрастная группа имеет участок для проведения прогулок, оборудованный верандами. На участках располагается оборудование для проведения игр и для занятий физическими упражнениями. В работе учреждения широко используются ТСО (магнитофоны, телевизор, музыкальный центр с караоке, видеоплеер, МФО, ноутбук, проектор и экран для просмотра мультимедийных презентаций).
Социальная активность дошкольного учреждения, сотрудничество с социальными партнерами
Важной стороной образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Цель работы – установление партнерских отношений между педагогами детского сада и семьей.
В учреждении систематически проводятся совместные с родителями праздники и развлечения. Родители имеют возможность получить консультацию специалистов ДОУ, узнать о жизни детского сада, посетив сайт учреждения в сети Интернет. При организации работы детского сада мы учитываем образовательные инициативы и потребности семьи.
Детский сад работает в тесном контакте с МОУ СОШ № 59, детской библиотекой им. А.Гайдара.
Взаимодействие с организациями и учреждениями всесторонне развивает детей, формирует у них активную жизненную позицию и способствует социализации воспитанников.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Режим работы МДОУ установлен Учредителем: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей — 12 часов, с 07.00 до 19.00. В период адаптации к условиям детского сада, ребенок на протяжении первой недели посещает группу в течение 2 часов ежедневно. Увеличение времени пребывания ребенка в детском саду происходит на основе наблюдений за состоянием ребенка и характером его привыкания. Допускается пребывание ребенка в детском саду в адаптационный период совместно с родителями.
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. Режим пребывания детей в детском саду разработан для каждой возрастной группы.
Режим пребывания детей в ДОУ в теплый период года (июнь, июль, август) имеет свои особенности:
·непосредственная образовательная деятельность осуществляется на участке, во время прогулки, таким образом, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе;
·организуется непосредственная образовательная деятельность физкультурно–оздоровительного и эстетического цикла; освоение содержания других образовательных областей осуществляется в самостоятельной деятельности детей и в совместной с педагогом нерегламентированной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников.
Организация образовательного процесса
Основными принципами организации образования в нашем детском саду являются:
· уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;
· интеграция разных видов деятельности, повторяемости материала, постоянном усложнении;
· создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка;
· обеспечение атмосферы психологического комфорта в группах;
· учет возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;
· наличие «свободного педагогического пространства» для проявления творчества и индивидуальности педагогов.
Образовательная деятельность, представленная в плане, осуществляется с 1 сентября по 1 июня. В летнее время с детьми проводят только физкультурные и музыкальные занятия 1 (соответственно 3 и 2 в течение недели). Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы является календарь праздников и событий. В течение месяца организуется «проживание» нескольких тем или событий.
Одной из основных в нашем детском саду является здоровьесберегающая направленность.
В детском саду созданы условия для двигательной активности и оздоровления детей:
· гибкий режим, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям;
· наличие физкультурного зала и спортивной площадки на улице;
· наличие спортивных центров в группах;
· чередование видов детской деятельности с целью снижения утомляемости;
· индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;
· преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня;
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
· пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;
· современное программно – методическое обеспечение.
В учреждении проводится оздоровительная и профилактическая работа с детьми, организуется оптимальный двигательный режим.
С целью оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями в детском саду функционирует психолого–педагогический консиллиум (ППк), координирующий работу всех специалистов, по оказанию коррекционно-развивающей и консультативной помощи воспитанникам и их семьям.
В детском саду в октябре и мае педагогами проводится педагогическая диагностика, цель которой определить эффективность образовательной работы и спланировать дальнейшую деятельность воспитателей и специалистов с группой детей и индивидуально с каждым ребенком. Форма проведения диагностики преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в детском саду, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева
Нормативный срок освоения программы до 3 х-лет.
Численность лиц обучающихся по данной программе за счет бюджета составляет 21 воспитанников.
Рабочая программа воспитания МДОУ "Детский сад №151"
Положение об оказании логопедической помощи
Приложение (Комплексно-тематический план, возраст 5-6 лет
Приложение (Комплексно-тематический план, возраст 6-7 лет)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности (возрас 3-5 лет) "Разноцветные ладошки"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности (возраст 5-7 лет) "Разноцветные ладошки"
Программа по музыкальному воспитанию детей "Шустрики"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познаватеьной направленности "Умники и умницы"
В ДОУ осуществляется первая ступень общего образования РФ - дошкольное образование
Форма обучения – очная
Образовательная деятельность осуществляется в совместной индивидуальной, подгрупповой и групповой форме как непосредственно в образовательной
деятельности на занятиях, так и в режимные моменты.
Сведения о группах
1 группа - общеразвивающая 1,5 – 3 года
2 группа - комбинированная 4 – 5 лет
3 группа - комбинированная 4 – 5 лет
4 группа – комбинированная 6 – 7 лет
5 группа – общеразвивающая 3 – 4 года
6 группа - комбинированная 5- 6 лет
План образовательной деятельности
Возрастная группа |
Вид деятельности |
Количество в неделю |
1,5 - 3 года |
Развитие речи Познание (ознакомление с окружающим, игра – сенсорное развитие конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка)
Физическая культура
Музыка
Всего
|
1
1 2 0,5
1 0,5
2
2
10 |
3-4 года |
Развитие речи Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
Физическая культура
Музыка
Всего
|
1
1 1 0,5
1 1 0,5
3
2
11 |
4-5 лет |
Развитие речи Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) Физическая культура
Музыка
Всего
|
2
1 1 0,5
1 1 0,5 3
2
12 |
5-6 лет |
Развитие речи, обучение грамоте Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
Физическая культура
Музыка
Всего
|
2 1
1 1 1
2 0,5 0,5
3
2
14 |
6-7 лет |
Развитие речи, обучение грамоте Познание (познавательное развитие, математика конструирование) Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) Физическая культура
Музыка
Всего
|
2 1
1 2 1
2 0,5 0,5 3
2
15 |
Традиции в жизни групп
1. День радостных встреч (еженедельно).
2. Чтение литературы (ежедневно).
3. Музыкальное развлечение (1 раз в месяц).
4. Физкультурное развлечение (1 раз в месяц).