Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.
Уровень образования - завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.
Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».
Уровень ДО – особенный:
1) необязательность уровня ДО в РФ
2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.
Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.
Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении
в действие федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года
Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.
Структура документа (ФГОС ДО):
- Общие положения
- Требования к структуре ООП ДО
- Требования к условиям реализации ООП ДО:
- к психолого-педагогическим условиям
- к развивающей предметно-пространственной среде
- к кадровым условиям
- к материально-техническим условиям
- к финансовым условиям
- Требования к результатам освоения ООП ДО
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:
Основные принципы стандарта:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей
- Уважение личности ребёнка
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной
и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Основные принципы ДО:
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития
- Индивидуализация дошкольного образования
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-
Сотрудничество Организации с семьёй
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
-
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность) - Учёт этнокультурной ситуации развития детей
Цели стандарта:
- Повышение социального статуса ДО
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
- Обеспечение государственных гарантий уровня
и качества образования на основе единства обязательных требований - Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования
Задачи Стандарта:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия - Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)
- Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…
-
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Содержание Программы должно охватывать следующие определенные образовательные области (направления развития и образования детей)
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития детей.
Рассмотрим задачи в каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие
Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства
общества и государства
Основные задачи:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…
- Развитие социального и эмоционального интеллекта…
- Формирование готовности к совместной деятельности
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления реализации ОО «С-К развитие»
- Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;
- Трудовое воспитание;
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие
Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие
Основные задачи:
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира
Речевое развитие
Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Основные задачи:
- Овладение речью как средством общения и культуры
- Обогащение активного словаря
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации
- Развитие словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Формирование грамматического строя
- Развитие связной речи
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
- Воспитание любви и интереса к художественному слову
Средства развития речи
- Общение взрослых и детей
- Культурная языковая среда
- Обучение родной речи на занятиях
- Художественная литература
- Изобразительное искусство, музыка, театр
- Занятия по другим разделам программы
Художественно-эстетическое развитие
Основные задачи:
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
- Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
Основная цель:
- гармоничное физическое развитие
- формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
- формирование основ здорового образа жизни
Основные задачи (оздоровительные, воспитательные, развивающие):
- Приобретение опыта в двигательной деятельности…
- Развитие физических качеств…
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции
в двигательной сфере - Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами …
Направления физического развития:
- Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
- связанной с выполнением упражнений
- направленной на развитие таких физических качеств как
координация и гибкость - способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики - связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% ( сравнить с ФГТ).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя:
- пояснительную записку
- планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы
В пояснительной записке отражены:
- Цели и задачи реализации Программы
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Планируемые результаты конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:
- возрастных возможностей и индивидуальных различий детей
- особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов
Содержательный раздел включает:
- описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП
и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ - описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
- особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик - способы и направления поддержки детской инициативы
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
- иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов
Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений
- Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно
- Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий
- выбор тех парциальных программ и форм организации работы
с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива - сложившиеся традиции ДОО (группы)
Условия реализации программы:
- к психолого-педагогическим условиям
- к развивающей предметно-пространственной среде
- к кадровым условиям
- к материально-техническим условиям
- к финансовым условиям
Перечисленные условия обеспечивают полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) - Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия
- Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.